ФРАНК Семен Людвигович (1877- 1950)


ФРАНК Семен Людвигович (1877- 1950)
- русский религиозный мыслитель. Свои религиозно-общественные воззрения Ф. определяет как "христианский реализм", что означает для него признание божественной основы всего конкретно сущего, отличающегося несовершенством своего эмпирического состояния. Человеческое общество понимается им как надвременное, надиндивидуальное, сверхличное единство, существующее одновременно для многих лиц и не зависящее от деятельности отдельной человеческой личности. Смысл общественной жизни Ф. видел в выявлении Богом заложенного в его основу принципа любви к ближнему.

Ф. полагает, что в основе власти как социального феномена лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего. И объект, и субъект властных отношений выступают активными соучастниками "служения правде", которая понимается Ф. двояко: как истина и как моральное естественное право. В своей лекции "Философские основы деспотизма" он определяет деспотизм как господство человека над человеком, причем со стороны одного человека - неограниченное, произвольное господство, со стороны другого - бесправность и слепое повиновение. Он называет это понятие общесоциологической, морально-правовой и политической категорией, отражающей вполне определенное явление в различных сферах человеческой жизни - личной, семейной, гражданской, политической. Непосредственным источником деспотизма, по его мнению, является естественное неравенство людей или божественное дарование им власти. Ф. полагает, что возникновение деспотизма в политической жизни является следствием грубого морального искажения: придания какой-л. политической идее или избранному идеалу статуса непогрешимой истины и абсолютной святыни. Непременным спутником деспотизма является фанатизм.

Ф. анализирует различные виды деспотизма - античный, средневековый, демократический. Преодоление деспотизма лежит на путях изживания идеи непогрешимости, которое начинается с признания того, что "все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны". Демократия определяется у него преимущественно отрицательно: это освобождение от опеки, уничтожение привилегий немногих на господство, отмена различия между "активными" и "пассивными" гражданами. Ф. различает демократию, основанную на свободе, называя ее наилучшей из возможных форм политического устройства, и демократию якобинскую, основанную на деспотизме, определяя ее наиболее несостоятельной формой. Он считает, что демократическая деспотия содержит в себе внутреннее противоречие двух антагонистических идей - идеи деспотизма или опеки и идеи самоопределения, и это противоречие исторически проявляется в том, что деспотизм большинства является переходной ступенью к деспотизму немногих или одного.

В работе "По ту сторону "правого" и "левого"" (1931) Ф. предложил оригинальную типологию политических идеологий, движений и партий. Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений современной России и i может служить методологической основой для их классификации.

Основные работы: "Введение в философию" (1922), "Очерк методологии общественных наук" (1922), "Духовные основы общества" (1930).


Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. . 2001.

Смотреть что такое "ФРАНК Семен Людвигович (1877- 1950)" в других словарях:

  • ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ. Учился на юридическом факультете Московского университета. За участие в студенческих волнениях после ареста выслан из Москвы. Уехал в Германию. В это время познакомился со Струве, определившем во многом круг первоначальных… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФРАНК Семен Людвигович — (1877 1950) рус. мыслитель 20 столетия и в то же время продолжатель апофатической филос. традиции, идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Николая Кузанского. Творчество Ф. является опровержением предрассудка, согласно которому …   Философская энциклопедия

  • ФРАНК Семен Людвигович — (1877 1950) российский религиозный философ. В 1922 выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии, разрабатывал учение о всеединстве в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Выступал против… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Франк Семен Людвигович — [16(28).1.1877, Москва, √ 10.12.1950, около Лондона], русский религиозный философ и психолог. Учился в Московском и Берлинском университетах. С 1912 приват доцент Петербургского университета, профессор Саратовского (1917√21) и Московского (с… …   Большая советская энциклопедия

  • Франк, Семен Людвигович — Семён Людвигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва  10 декабря 1950, Лондон)  крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу… …   Википедия

  • Франк Семен Людвигович — Семён Людвигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва  10 декабря 1950, Лондон)  крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу… …   Википедия

  • Франк, Семен Людвигович — литератор; род, в 1877 г. в Москве, в семье еврея врача. В 1899 г. окончил юридический факультет Московского унив. Ф. написал ряд статей по экономическим и философским вопросам. Его первые работы по философии ("Ницше и этика любви к… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ФРАНК Семен Людвигович — (1877 1950), русский философ. Родился 16 января 1877 в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от легального марксизма к идеализму и метафизике.… …   Энциклопедия Кольера

  • Франк, Семен Людвигович — (1877 1950)     философ психолог, видный педагог, мыслитель, деятель образования Нижегородского края. Окончил Нижегородскую гимназию. В 1937 г. эмигрировал. Умер в Лондоне.    (Нижегородская школа XVIII начала XX века: Очерки истории образования …   Педагогический терминологический словарь

  • Франк, Семен Людвигович — (1877 1950)    Российский философ и психолог.    Уделял большое внимание исследованию духовной активности человека, доказывая, что психология должна оставаться, прежде всего, наукой о душе, а не о психических процессах. Наиболее значительной… …   Кто есть кто в российской психологии

Книги